Как обезопасить себя от неисполнимых условий госконтракта, в рамках №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок...»?
Неисполнимы условия госконтракта?
Как обезопасить себя от неисполнимых условий госконтракта, в рамках №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?
Как и при любой сделке, основным документом, связывающим стороны и регулирующим порядок их взаимоотношений, является договор. Контракт на обеспечение нужд любого государственного учреждения, именуемый в народе госконтрактом, не является исключением.
Каждый участник современных рыночных отношений понимает насколько важно обратить особое внимание на содержание текста договора перед тем, как наделить его юридической силой, поставив в договоре подпись уполномоченного лица и печать организации. Принцип свободы договора, являющийся основополагающим в гражданском праве, в рамках договорных отношений между коммерческими организациями позволяет изменить условия договора в зависимости от сложившейся ситуации, если имеется согласие на это всех сторон договора, а также, вносимые изменения не противоречат нормам действующего законодательства и (или) условиям договора.
Однако, нормы права, содержащиеся в Федеральном законе №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" имеют ряд положений ограничивающих участников госзакупок в возможности изменить или расторгнуть заключенный контракт. Ст. 95 вышеуказанного закона устанавливает исчерпывающий перечень случаев, при которых допустимо изменение договора на стадии его исполнения. В частности, ч.1 указанной статьи гласит: «изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, в частности - если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом: а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов…».
Расторжение же контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. При этом следует помнить, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по вине подрядчика (поставщика), равно как и расторжение контракта судом при тех же условиях, являются основанием для внесения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков, что грозит фактически «дисквалификацией» данному поставщику (подрядчику) как потенциальному участнику госзакупок на последующие пару лет. Кроме того, заказчик вправе взыскать убытки, понесенные в случае расторжения договора, в так же штрафные санкции предусмотренные договором или законом.
В ряде случаев, избежать столь неблагоприятного исхода дела для сторон госзакупок возможно ещё на стадии подписания договора путем составления протокола разногласий. Например, приостановление торгов вследствие рассмотрения жалобы участника заказа привело к тому, что уложиться подрядчику (поставщику), выигравшему торги, в изначально поставленные сроки становится практически невозможным. Таким образом, при невозможности внести изменения в уже заключенный контракт, в соответствии с ст. 95 ФЗ-44, а срок исполнения условий договора является существенным условием, у заказчика появляется право отказаться от исполнения договора или расторгнуть договор, взыскав с организации все возможные штрафы и компенсации для покрытия реальных и не только убытков.
Например, в рамках электронного аукциона, ч.4,5 ст. 70 ФЗ-44 предусмотрено, что Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.