Способы защиты владельцев гаражей.
Способы защиты имущественных прав граждан-владельцев гаражей.
«Гаражные войны», статьи с заголовками такого характера на протяжении уже нескольких лет довольно часто пестрят и все чаще попадаются на глаза в наших средствах массовой информации. А все началось с того, что появилась идея, где-бы найти в черте города немалые участки земли и использовать их под цели различного строительства. Такими участками земли стали, отведенные под коллективные автостоянки гаражного типа. На территории города имеется немало объединений - филиалов Всероссийского общества автомобилистов, которым во владение, как правило по договору аренды, были выделены участки земли, а уже данные общественные объединения, поделив земли на небольшие участки на коммерческой основе предоставляли возможность гражданам возвести там свой индивидуальный гараж, в котором хранить свой автомобиль и огромное количество разнообразных вещей, которые не помещаются в городских квартирах.
Навряд ли можно было бы отказаться от такой возможности иметь свой гараж, даже с учетом того, что владелец гаража был обязан нести определенные расходы на его содержание, в том числе и разнообразные членские взносы в общественное объединение и налоги на имущество. Однако, многие граждане в последнее время были вынуждены не по своей воли отказаться от владения подобным имуществом как гараж, поскольку их примитивно выселили с предоставленного участка земли. Сотни, а то и тысячи гаражей за последние годы были снесены, чем освобождены немалые участки земли для будущей застройки, как жилого фонда, так и нежилого.
Ещё в 2008 году 17 июня было вынесено постановление Правительства г. Санкт-Петербурга № 732 «О мерах по обеспечению и защите прав жителей Санкт-Петербурга, являющихся владельцами гаражей», которым было установлено, что «в случаях прекращения прав на земельные участки, которые находятся в государственной собственности Санкт-Петербурга или собственность на которые не разграничена, занятые коллективными автостоянками, в том числе в связи с проектированием и строительством объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, федерального бюджета, при реализации инвестиционных проектов, а также в связи с изменением функционального назначения указанных земельных участков в соответствии с утвержденным Генеральным планом Санкт-Петербурга, права граждан - владельцев гаражей (временных (некапитальных) объектов, предназначенных для хранения личного автотранспорта) обеспечиваются одним из следующих способов:
- Предоставление в установленном порядке объединениям граждан - владельцев гаражей земельных участков для строительства многоярусных гаражей-паркингов.
- Предоставление в установленном порядке объединениям граждан - владельцев гаражей земельных участков для организации открытых коллективных автостоянок.
- Предоставление в установленном порядке гражданам - владельцам гаражей в целях размещения временных (некапитальных) объектов, предназначенных для хранения личного автотранспорта, земельных участков, не подлежащих застройке в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга».
В случае же невозможности реализовать ни один из вышеперечисленных способов обеспечения прав граждан-владельцев гаражей, таким гражданам полагается денежная компенсация за счет средстве бюджета г. Санкт-Петербурга. А в тех случаях, когда «очистка» земли происходила на основании инвестиционного проекта – за счет инвесторов.
Но на практике данное положение не имело обширного исполнения. Как показывает судебная практика того времени, было довольно сложно доказать, что «выселение» с земельного участка и снос гаража производился в рамках какого-то городского или инвестиционного проекта, в связи с чем владельцы гаражей безвозмездно теряли свое имущество.
Однако данный вопрос не был забыт законодательным органом г. Санкт-Петербурга и 21 октября 2011 года был принят Закон г. Санкт-Петербурга «О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории г. Санкт-Петербурга». С учетом последних изменений, внесенных в данный закон, он регламентирует правоотношения, те же, что и постановление правительства г.СПб от 17.06.08 года, однако добавляет, что денежная компенсация осуществляется в том числе, если снос гаражей был осуществлен в рамках реализации проектов, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, или инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств инвестора, в пределах трех лет до даты вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга. То есть теперь появилась возможность рассчитывать на денежную компенсацию тем, чьи гаражи были снесены в период с ноября 2008 года и по настоящее время.
Таким образом, для того, что бы рассчитывать на получение денежной компенсации, сначала следует обратиться в тот орган государственной власти, который отвечает за распоряжение государственным имуществом (КУГИ), с требованием о защите своих имущественных прав один из способов, перечисленных выше (так же данные способы указаны в ст. 5 Закона г.Санкт-Петербурга о от 21.20.11 года).
Пройдя данную стадию и в случае получения ответа о невозможности защиты своих имущественных прав, одним из имеющихся способов, а данный список является исчерпывающим, можно переходить к следующему шагу и требовать выплаты денежной компенсации, от органа, отвечающего за реализацию проекта, который должен быть реализован на территории размещения гаражей. Чаще всего таким органом государственной власти будет выступать Комитет по распоряжению городским имуществом (КУГИ) или Комитет по строительству.
20.03.12 года было принято распоряжение Комитета по распоряжению городским имуществом, где даны подробные расчеты подобной денежной компенсации за снесенный гараж. В частности, там указано, что базовое значение стоимости конструкции гаража для металлического составляет 46.000 руб., для железобетонного - 63.000 руб., для кирпичного – 67.000 руб. Кроме того на размер денежной компенсации так же может повлиять расположение гаража на коллективной стоянке (в середине гаражей или с краю), срок эксплуатации гаража и даже изменение индекса потребительских цен. Кроме того, на законодательном уровне прописано, что данная компенсация подлежит ежегодной индексации.
Какие же документы следует готовить для обращения за денежной компенсацией:
- заявление с приложением копий документов, подтверждающих информацию о реквизитах банка, с которым у заявителя заключен договор, о номере банковского счета, вклада до востребования, а также с указанием номера телефона заявителя;
- документы, удостоверяющие личность заявителя;
- правоустанавливающие документы на гараж, расположенный на земельном участке, занятом коллективными автостоянками, и (или) удостоверение на гараж, выданный филиалом Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" - районным проектно-инвентаризационным бюро (ПИБ);
- надлежаще оформленная доверенность или ее надлежаще заверенная копия и документ, удостоверяющий личность доверенного лица, - паспорт (в случае обращения уполномоченного лица);
- свидетельство о праве на наследство, выданное нотариусом, или его надлежаще заверенная копия и документ, удостоверяющий личность наследника, - паспорт (в случае подачи заявления наследником имущества умершего физического лица).
Как показывает время, данный вопрос не является закрытым и над ним ещё предстоит не мало работы, и возможно в последующем процедура получения денежной компенсации будет более упрощенной и доступной для каждого желающего ею воспользоваться владельца гаража.