Судебные споры с государственным заказчиком и УФАС.
Споры с госзаказчиком и УФАС
Споры с государственным заказчиком могут возникнуть как на стадии проведения торгов (о конкретных случаях описывается в статье «Отмена результатов торгов, признание торгов не состоявшимися, подготовка жалобы в УФАС, заявления в арбитражный суд»), так и в процессе исполнения принятых на себя обязательств по условиям государственного контракта.
В судебном порядке, по правилам, предусмотренным главой 24 Арбитражно-процессуального кодекса, существует возможность обжалования ненормативных актов, изданных государственными органами, в том числе ФАС России и его территориальных органов. Срок подачи заявления об оспаривании принятого решения ФАС составляет три месяца с момента, когда лицу стало известно о таком решении.
Отмена необоснованного решения ФАС посредством судебного решения позволяет восстановить нарушенные права участников государственных торгов.
Когда торги состоялись, договор заключен, и действия сторон договора направлены на исполнение его условий, основным органом, который сможет восстановить нарушенные права сторон становиться суд.
Встречаются случаи, когда государственный заказчик затягивает сроки предоставления подготовленного помещения для проведения работ, сроки приемки работ, выполненных услуг, чинит препятствия к исполнению обязательств, тем самым нарушаются общие сроки исполнения условий договора, что грозит необходимостью уплаты штрафов или неустойки.
Так же нередки случаи, когда государственный заказчик отказывается оплачивать выполненные по условиям договора обязательства полностью или в части, ссылаясь на допущенные со стороны подрядчика нарушения, однако работа подрядчиком выполнена в полном объеме и без нарушения сроков.
В случаях существенного нарушения со стороны государственного заказчика требований договора, возникает необходимость в расторжении данного договора, что бы нивелировать негативные последствия, к которым могут привести неправомерные действия заказчика или же в случае, невозможности исполнения условий договора по уважительным причинам, например при отсутствии в договоре каких-либо существенных положений.
Подобные и иные споры, если невозможно разрешить путем переговоров, переносятся на рассмотрение Арбитражного суда.
Рассмотрение иска к государственному заказчику осуществляется по общим правилам арбитражного судопроизводства. Срок рассмотрения искового заявления в суде составляет три месяца, если иное не установлено законом, включая время на подготовку к судебному разбирательству по существу и принятие решения.
Составлению искового заявления при спорах с государственным заказчиком следует уделить особое внимание, поскольку следует ссылаться не только на общие нормы о государственном контракте, установленные Гражданским кодексом РФ, но и на специальные законы, такие как:
- Федеральный закон Российской Федерации № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" – для тех государственных контрактов, которые заключены в период по 31 декабря 2013 года;
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" – для тех государственных контрактов, которые заключены в период, начиная с 01 января 2014 года;
- Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" – для тех государственных контрактов, где закупщиком является юридическое лицо, согласно ст.1 указанного закона, к которым относятся: государственная корпорация, государственная компания, субъект естественной монополии, государственное унитарное предприятие, муниципальное унитарное предприятие, автономное учреждение, хозяйственное общество и др.