Может ли Заказчик повлиять на результат электронного аукциона.
Вопрос-Ответ
Федеральным законом №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", аналогично, как и ранее действующим в данной сфере Федеральным законом №94-ФЗ, установлено два этапа рассмотрения заявок участников при проведении электронного аукциона:
1. Рассмотрение первых частей заявок включает в себя фактически исследование только той информации, предоставленной участниками, которая касается объекта торгов на соответствие требованиям, установленным ч.3 ст. 66 Федерального закона №44-ФЗ. Причём данный перечень требований является исчерпывающим и не позволяет расширить или уменьшить его на усмотрение Заказчика. На рассмотрение первый частей заявок Заказчику предоставлено 7 дней с момента окончания приёма заявок. Таким образом, эта стадия является полноценным самостоятельным этапом процедуры государственных закупок.
2. Рассмотрение вторых частей заявок подразумевает работу Заказчика только с теми заявками, информация по которым в отношении объекта торгов полностью соответствует требованиям закона и аукционной документации. На данной стадии идёт рассмотрение заявок по требованиям, предъявляемым непосредственно к участникам аукциона. Итогом проведения данного этапа является вынесения протокола подведения итогов аукциона. Рассмотрение вторых частей заявок должно быть произведено в течение 3-х дней с момента опубликования протокола проведения электронного аукциона.
«Слабым местом» с точки зрения законодательства в данной области является тот факт, что сам аукцион, то есть борьба участников за госзаказ путём снижения цены происходит между двумя вышеуказанными этапами. Такая организация электронного аукциона позволяет принять участие в торгах лицам, которые изначально не подходили под установленные законом требования к участникам закупок. Участие подобных лиц ведёт к снижению стоимости госконтракта без наличия к тому реальных оснований. Логично предположить, что такая схема выгодна Заказчику, хотя с точки зрения организации процедуры аукциона, маловероятно уличить его в столь крупном нарушении.
При наличии подозрений об участии в аукционе подобных «недобросовестных» участников, следует незамедлительно обратиться в Федеральную антимонопольную службу для инициирования проверки законности проведённых торгов. Срок для оспаривания торгов составляет не более 10-ти дней с момента опубликования протокола подведения итогов электронного аукциона.