Права покупателя в случае возврата товара надлежащего качества.
Обменять покупку или вернуть деньги?
В каких случаях, в какой срок и на каких условиях покупатель имеет право вернуть продавцу приобретенный товар надлежащего качества и что получить взамен?
Всем давно известно правило – не подошедшую по фасону, размеру, габаритам и т.п. вещь, надлежащего качества, не использованную по назначению и имеющую «товарный» вид можно вернуть в магазин в течение 14 дней. Однако, когда на практике доходит до применения данного правила, нередко возникают трудности – продавец отказывается принять товар и, как ни странно, вопреки очередной известной «аксиоме», в некоторых случаях продавец оказывается прав.
Почему продавец отказывается сразу вернуть покупателю денежные средства за возвращенный товар?
Закон «О защите прав потребителей» в ст. 25 устанавливает, что первоначально должен быть разрешен вопрос о возможности заменить товар на аналогичный, но подходящий по указанным в законе характеристикам, то есть подходящий по размеру, габаритам, форме и т.п., и только в том случае, если у продавца не имеется необходимого аналогичного товара в день обращения, тогда продавец обязан вернуть покупателю денежные средства в течение трёх дней с момента обращения покупателя.
Кроме того необходимо соблюсти следующие обязательные условия:
1. Это должен быть непродовольственный товар надлежащего качества, то есть не иметь каких-либо видимых или скрытых (о которых покупателю стало известно) дефектов,
2. «Товар» не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Следует отметить, что данный перечень характеристик является исчерпывающим и законодателем не предоставлено возможности включить в основание для возврата товара иную характеристику,
3. «Товар» не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
4. «Товар» не должен быть включен в перечень товаров, установленный Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, не подлежащих обмену. Данное условие, по сути, является тем «подводным камнем», на который наталкивается покупатель, пытаясь вернуть товар продавцу. О данном исключении из общего правила известно немногим.
Итак, к товарам неподлежащим обмену относятся, в частности:
- Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары)
- Парфюмерно-косметические товары
- Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж
- Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные)
- Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты
- Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты)
- Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни
- Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства)
- Животные и растения
- Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации) и др.
5. Товар должен быть возвращен в 14-тидневный срок с момента его приобретения.
Особые условия для возврата товара надлежащего качества устанавливается в случае приобретения товара дистанционным способом. Покупки товаров самого различного характера дистанционным способом – бич последнего времени.
Такие особые условия установлены в ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей», а именно:
- Покупатель вправе отказаться от приобретенного товара до момента его получения или в течение 7-ми дней с момента его получения. При этом, если вместе с товаром до сведения покупателя не были доверены порядок и сроки возврата товара в письменном виде, то срок на возврат увеличивается до трех месяцев.
- Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
- Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
- При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.